Студенты и стипендия: реалистичный подход

Стипендиальные программы в Украине можно сосчитать на пальцах одной руки, этот рынок де-факто находится в монопольном владении у государства, поэтому упадок системы образования неизбежен. Что же делать?

КУДА ДЕВАЕТСЯ СТИПЕНДИЯ У СТУДЕНТОВ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Я стал студентом не в таком далеком 2012 году. Тогда как раз установили ее новый размер – 730 гривен, что приблизительно составляло 92 доллара США. Я тогда просто наслаждался жизнью. Первый курс, новые возможности, практически полная финансовая независимость от родителей. Свою стипендию я тогда спускал на курсы английского, а потом и китайского языков, где-то оставалось на одежду, книги и проезд, а что-то действительно тратилось “на погулять”, не без этого. На то она и молодость.

До обвала 2014 года стипендии хватало на многое, а вот после него… Для сравнения, в 2012 году на 20 гривен в университетской столовой покупался полноценный обед, сегодня этой суммы не хватит и на один салат, печать курсовой работы стоила 30 гривен, а в прошлом семестре эта сумма перевалила за 60. Три года назад я тратил около 1 тысячи гривен на курсы английского, на сегодняшний день стоимость этих же курсов – 2 200 грн.

student

Сейчас вся стипендия уходит на проезд, распечатки (в месяц получается много), покупку одной книги в месяц, «перекусить» между парами и один раз “сводить девушку в кино”. На этом все. Мысль о том, чтобы купить себе одежду, жилье или оплатить дополнительные курсы или мастер-классы, говорить не приходится вообще. Приходится искать другие источники дохода, а значит, жертвовать парами и, следовательно, не получать баллы за посещение (привет Болонской системе).

Практика, когда частные фонды помогают с финансированием обучения студента, не распространена в Украине. Этим может похвастаться лишь пара университетов на всю страну. Таких фондов и их стипендиальных программ мы также можем посчитать на пальцах одной руки, этот рынок де-факто находится в монопольном владении у государства.

ШУМЕЛ КАМЫШ

Три месяца назад Министерство финансов Украины решило пойти ва-банк и сделать заявление, что начиная с 1-го января 2017 года стипендии для украинских студентов (бакалавров и магистров) будут отменены. Так был создан очередной информационный повод, который отвлек внимание от других проблем насущных и лишний раз показал все симптомы застоя и местами даже регресса украинского общества. Казалось бы, момент уже упущен, вопрос по умолчанию замяли, внимание переключено на другие траблы украинской реальности. В информационном шуме е-декларирования, свежих платежек по новым тарифам, ухода Саакашвили и не прекращающихся коррупционных скандалов вопрос стипендий остался в полурешенном состоянии, сместив фокус внимания СМИ и общественности на другие события.

Министр финансов Александр Данилюк далеко не первый чиновник, который решил покусится на “святое святых” каждого студента – подачку от государства. Предложения отмены или пересмотра системы начисления стипендий периодически выдвигались и обсуждались уже несколько раз после Майдана. Но именно это заявление было сказано слишком громко, чтобы его не смогли проигнорировать СМИ. На первых порах Министерство образования даже поддержало инициативу Минфина, выдвинув предложение сделать магистерские программы в Украине исключительно на платной основе. Это только усилило панику среди студентов и родителей. Некоторые даже хватилась за сердца и кричали об убийстве высшего образования в Украине.

Но среди людей реально критически мыслящих такой паники не возникло. Реформы? В Украине? Сейчас? Ха! Уж слишком многие политики греются на популизме в Украине и получают от этого неплохие дивиденды. Вопрос обсуждения стипендий от начала и до конца держался под контролем. В результате, премьер-министр Гройсман, а затем и президент Порошенко, сделали заявления в парламенте, что стипендии отменять не будут, а даже наоборот – повысят. Но систему ее начисления придется пересмотреть. Но и этого не стоит воспринимать слишком серьезно.

Некоторые из моих друзей (студентов) до сих пор свято убеждены, что стипендии для них отменяют. В их головах проектируется картинка, что “украинское правительство хочет их задушить и лишить куска хлеба”. Мало кто понимает, что это лишь очередной шум, который не поменяет серьезно общей картины процесса формирования бюджета или изменения курса социальной политики, и уж точно никто всерьез не возьмется за реформу образования. Никто из власть имущих не будет создавать себе лишних поводов и условий для мобилизации недовольной толпы.

По плану бюджета на 2016 год на студенческие стипендии выделяется 5 миллиардов 420 миллионов 600 000 гривен, а проект бюджета уже на 2017 год предполагает выделение на 400 миллионов больше.

В качестве «реформы» в 2017 году Правительство предлагает окончательно разделить академическую и социальную стипендии. Первая уходит в сферу регулирования Минобразования в размере 2 837 900 000 гривен (или 48,81 % от общего стипендиального фонда), а вторая попадает в орбиту Минсоцполитики и на нее предполагается выделить 2 978 700 000 гривен (или 51,19 %).

Сегодня стипендию получают 80% всех бюджетников-студентов. Размер минимальной стипендии – 820 гривен, что приблизительно равно 32 долларам США. Повышенная стипендия всего лишь на 100 гривен больше, что не очень мотивирует преуспевать в результатах. Много ли это? Не очень. Как показывает статистика, для 75 % студентов эти деньги покрывают более 50 % всех их расходов, для 19 % это от 50 до 70 % общих месячных трат, а для 6 % спудеев это больше 75 % их месячного минимума.

Нужны ли студентам стипендии? Отвечу так, ни один здравомыслящий человек не будет для себя отказываться от дополнительного денежного дохода, каким бы мизерным он не был. Будь он от государства или еще кого-нибудь. Такова природа человека. Если хотите, это такой себе стабильный “План Б” для каждого, нужно только закрывать сессию на твердую среднюю четверку и желательно без троек. Схема не сложная.

Среди нас полно тех, кто эту сумму не заметят в своем кошельке. Но таких персонажей слишком мало, чтобы они освободили бюджет от такого “тяжелого камня”, как студенческие стипендии. Кстати, какой там дефицит бюджета Украины? По общим данным – 72,6 миллиардов гривен. Среди самых “примечательных” статей госрасходов – почти 145 миллиардов на пенсии и около 100 миллиардов на обслуживание внешнего долга. А что там с уровнем бедности? Держкомстат говорит, что по основным критериям измерения уровня субъективной бедности составляет 72,3 %; из них денег на питание еле хватает 48,1 % населения. Это данные за 2015 год. Ясно, что “властелины корыта” не будут отказываться от такого популистического инструмента ради весьма незначительной (в сравнении с другими статьями) экономии в 5 миллиардов. А вот для избирательной кампании весьма удобно – по сути голоса студентов оплачиваются налогоплательщиками.

pic

Впрочем, предложение министра Данилюка было направлено не на реформу, а на бухгалтерию. Это было предложение по сокращению расходов государства, а не способу эффективной организации образовательной системы. Но ведь реформа должна включать оба аспекта?

СКЕЛЕТЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Во всем мире стипендия – это прямая и полная финансовая поддержка студента в его стремлениях получения высокого уровня образовательной подготовки. В рамках высшего образования студент получает необходимую теоретическую компетенцию и базовые практические навыки, которые помогают стать профессионалом в своей области. Стипендии в таком подходе предоставляются не всем, а единицам – самым талантливым и способным студентам, которым такая поддержка дается для полного абстрагирования от внешних бытовых проблем и дает возможность полностью погрузиться в предмет исследования. Тут недостаточно просто закрыть сессию на четверку и без трояков. Здесь необходима максимальная отдача и несомненный талант, потому, что стипендий мало, а желающих много. Среда конкуренции формулирует качество. Нужно быть не только академически успешным, но и социально активным. Так появляется конкурентоспособная наука и экономика знаний, чувство повышенной индивидуальной ответственности и действительно образованная элита.

Что же в Украине? Стипендия это привычная социальная подачка для молодежи, которая за счет этого минимума сдерживает от открытого выхода на рынок труда. При этом мотивации учиться хорошо – нет. И не из-за того, что стипендия маленькая, а из-за того, что внутренняя форма организации учебного процесса недалеко ушла в своей эволюции с 1991 года. За тебя всегда лучше знают какие предметы тебе учить; если ты считаешь, что преподаватель дает информацию, которая не актуальна в твоей профессии – это твои проблемы, учи и сдавай, главное ходить на пары и получать баллы, поскольку иначе ты не получишь отметку. А о том, что в общей теории обучения знания первичны по отношению к баллам – помнить тоже не всегда обязательно; о практической стороне подготовки вообще говорить не приходится, все чересчур очевидно.

Такова реальность “классических университетов”. Это очередное наследство от Советского Союза, от которого, как видим, невозможно легко отделаться. Государственный патернализм социалистического типа, которым заражено старшее поколение украинских граждан, автоматически перебрасывается их наследникам. Подавляющее большинство думает, что государство им всегда что-то должно и очень много. О пенсии или стипендии пусть думает правительство. И если мало денег – виноваты политики. Кто там теперь лучше пообещает на выборах, что он лучше всех может управлять и при нем государство всем раздаст много денег, что и думать ни о чем не надо? За того и голосуем!

Синдромами иждивенчества и инфантилизма заражена вся система высшего образования. Давайте вдумаемся в термин “государственный заказ” в вузах. Такая логика понимаема в плановой экономике, где все изготовляется в буквальном смысле под расчет, но в условиях рыночной экономики это абсурд и нонсенс. “Советская привычка” распоряжаться сколько нужно стране маркетологов, информатиков, шахтеров, физруков или политологов – неискоренима. Так Министерство держит под контролем академии, институты и университеты. Одно лишние движение или слово со стороны администрации и ты без нужного количества студентов, следовательно срежут и все остальное финансирование. Учиться на контракте при этом могут не многие, потому что элементарно у людей нет денег.

Логика такой системы начисления стипендий как в Украине зависит не от того куда студент тратит выделенные ему государством деньги, а в том как долго государство собирается “держать под колпаком” систему высшего образования и делать вид, что чиновники лучше знают, что нужно рынку труда. Отсюда паразитизм размножения количества ВУЗов, проблемы с трудоустройством, непризнание годности украинских дипломов в мире, “откат мозгов” за границу и тотальное засилье коррупции.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ (АНТИУТОПИЯ)

Лишь отменив стипендию, проблемы оптимизации и улучшения качества учебного процесса мы не решим. Дефицит государственного бюджета от этого тоже не уменьшится, потому что голодных пенсионеров становится гораздо больше, чем голодных студентов. Сделав магистратуру абсолютно платной, можно ускорить и без того набирающий обороты процесс “утечки мозгов” в заграничные вузы. Частные фонды также в один миг не побегут финансировать высшее образование, потому что в Украине нет столько фондов, а существующим нет резона пускать деньги на ветер в заведомо не эффективные процессы подготовки специалистов, что по-сути тотально делается сейчас.

Следовательно, при таком раскладе, через пару лет нас может ожидать полное вымирание не только магистерских программ, но и закрытие 95% университетов. Вместе с этим образуется большая “черная дыра” в университетском образовании и научно-исследовательской сфере, если ее вообще можно назвать таковой. При этом создание частных вузов осложняется регуляторной политикой государства, ибо они для бюрократов – как и любой бизнес, – лишь кормовая база.

Вопрос не в том, что нужны студентам стипендии или нет. Вопрос в системе образования. Что нужно сделать?

  • Необходимо забыть о подходе “государственного заказа”. Это делает бесполезной систему высшего образования в условиях строительства рыночной экономики. В таких системах исследования, преподавание и учеба делаются для галочки, для бумажки, для выполнения плана!
  • Нужно отпустить университеты (во всех смыслах). Расширить их административные и финансовые права. Открыть доступ иностранным инвесторам и не только им к процессу помощи университетам или отдельным факультетам и их учебным программам. И нужно прекратить давление методом тотального министерского контроля системы высшего образования. От этого получается только коррупция, кумовство и крышивание, но никак не качественное обучение.
  • Стипендии следует передать вузам и фондам для привлечения и награды самых достойных, что и их академические успехи заслуживают подобного поощрения. Глупо давать деньги, например, ребенку шахтера, по причине, что папа – шахтер. Тогда это не стипендия, а банальное социальное пособие, которое не имеет ничего общего с учебным процессом.

Если вопрос расходование бюджетных средств на “студенческие гулянки” принципиален для чиновников, не нужно тогда “дарить” стипендии всем. Организуйте условия платформы равной системы бесплатного образования, например системы государственных сертификатов, которые будущий студент несет в желаемый вуз при поступлении, но без обязательных денежных выплат от государства и мы увидим сколько “ненужных людей” и неактуальных специальностей отсеются в один миг. Мало кто из студентов осознает, что возможность учиться бесплатно – сама по себе стипендия, и она весьма не дешево обходиться плательщикам налогов. Тогда вернется первоначальный смысл стипендиального обеспечения. Так начнут меняться и сами университеты, поскольку кому-то принесут тысячи сертификатов, а кому-то – десяток, им нужно будет бороться за студентов и конкурировать, а также держать студентов в аудитории уже не деньгами, а знаниями, которые за университетскими стенами будут приносить большие выгоды на рынке труда.

ВЫВОД (БЕЗ ПАНИКИ)

Видя то, что делается сегодня с вопросом стипендий и реформой системы высшего образования, сделаю смелое предположение, что Министерство науки и образования Украины банально оставляет все как есть. Все что сейчас делается – косметические правки, которые не затрагивают сути проблем. Нынешний закон о высшем образовании и предложения по реформированию стипендиального фонда государства напоминают простые, пусть местами и не совсем дешевые, но обои, которые поклеили на стены здания, которое всюду покрыто гигантскими трещинами и в любой момент может рухнуть. Но при этом, все хвалят красоту обоев и как профессионально они ложатся на стены. Привет Школе №6 в Василькове, Киевская область!

Стипендии не “отнимут” и не отменят. Это не выгодно нынешней политической конфигурации в структурах власти. Никто не даст повода для всеобщей мобилизации студентов. Когда студенты обычно начинают протестовать в Украине, это заканчивается какой-нибудь революцией.

Плюс, на тех же стипендиях “хорошо” живут профкомы, которые “отстегивают” себе 2 % от ее общей суммы в месяц для организационных нужд. Сами понимаете, какой это кладезь финансовых потоков и сфера для манипуляций, которые просто так никто отдавать не собирается.

Об отмене государственного заказа даже говорить не нужно, это страшный сон для любого министра образования. Этого пункта нет ни в одной программе украинских политических партий.

Возможно самый лучший вариант – действительно ничего не делать. Четыре года назад на 800 гривен можно было бы свернуть горы, уже в 2016 на эти же деньги можно потратиться только на основные нужды связанные с учебой, а к 2020 году возможно этих денег уже не хватит даже на один-два полноценных обеда в самом простом фастфуде, а значит стипендия потеряет актуальность, впрочем, как и образование в украинских вузах.

Тарас Сивуха, студент ХНУ им. Каразина для «Либеральной Инициативы»

Comments are closed