Общественный договор: Пиррова победа

пиррова победа

Популярное заблуждение прогрессивной и просвещённой общественности – представлять ‪‎государство‬‬ как такой себе результат “общественного договора” между людьми, объединенных языком, историей и географией.‬

Впрочем, так называемый общественный договор‬‬ и вправду существует (в неявном, неписанном виде, конечно), но это не договор между людьми об учреждении государства. Это договор между “государственными” с одной стороны и “негосударственными” людьми с другой стороны. Этот договор возникает не в результате какого-то добровольного желания, это скорее похож на мирный договор между победителем и побеждённым. И оговорено в нем лишь одно – что может, а что не может себе позволить победитель в отношении побеждённого и какие у побеждённого остаются права. Договор выгоден и победителю, поскольку альтернативой ему является затратный конфликт. Более того, “договор” этот никак формально не закреплён и может меняться, и к сожалению, меняется довольно часто.‬

‬Из этого всего можно сделать несколько “практических” выводов.

‬Вывод первый – идея собрать некий клуб благородных джентельменов, “выработать” в этом клубе “более удачный” общественный договор и “запустить его в работу” – мертворожденная идея, поскольку в этот клуб нельзя пригласить “государство”, а договор заключается именно с ним. Написание и принятие различных конституций, законов, указов и постановлений кабмина тоже никак и ничем не поможет, потому как договор неписанный и к писаным “законам” не имеет никакого отношения.

Вывод второй – у “государства”, как фактической стороны (и в нашей ситуации победителя) появится стимул менять “общественный договор” в лучшую для “побеждённых” сторону, только, если оно начнет нести существенные издержки от “не заключения” такого договора. Проще говоря, не сможет собирать столько налогов, сколько требует ‪бюрократический аппарат‬‬.‬‬

Предыдущим вариантом “общественного договора” (реальной, а не формальной Конституции) был ‪‎Единый Налог‬‬. Стимулом к заключению такого договора было то, что на тот момент (конец 90-х) люди практически были “за пределами” государства – большинство активного населения жило и работало на “теневой стороне” экономики и с государством по-сути мало стало сталкивалось. Поэтому стояла задача их вернуть – поначалу на весьма выгодных условиях – плати 200 грн в месяц и делай, практически, что хочешь – один из самых выгодных в мире “оффшоров”. Именно упрощённой системе налогообложения мы обязаны этим “золотым” периодом в истории Украины. Первые 6 лет с 1998 по 2004 год малый бизнес накапливал жирок, а после победы Майдана и ослабления президентской власти из-за конкуренции основных кланов экономика “выстрелила”. Рост зарплат, цен на недвижимость, иностранных инвестиций и общего уровня жизни был просто взрывообразным. Но сказка закончилась в один момент, когда разжиревшая и разросшаяся бюрократия взяла курс на ликвидацию “упрощёнки” и фактический односторонний разрыв “общественного договора”. Упрощённая система сначала просто перестала быть “упрощённой”, а с 1-го января 2016 года и вовсе может прекратить существование. Старый договор аннулировали, а нового – нет. А это – назревающий ‪конфликт‬‬.‬

Что делать?

Заставить государство идти на уступки можно, только напугав его массовым “исходом” из него “дойных коров”. Как этого добиться – тема отдельного большого разговора. Но, для начала просто надо принять как факт, что ваши отношения с государством – это отношения победителя и побеждённого, и интересы у вас противоположны. И один из самых важных моментов в этой борьбе противоположных интересов – это спрятать от государства свои ‪#‎деньги‬‬‬. Если человек уже изобрел ‪Bitcoin‬‬, никем не контролируемые цифровые деньги, платежи с помощью которых нельзя ни отследить, ни заблокировать, то в односторонне порядке “уйти” с государства для него не представляется сложным. Пусть государство празднует “пиррову” победу, сидя на пустой казне.‬‬

Ярослав Сидорчиков, специально для‪ Либеральная Инициатива

Comments are closed