Шмели не гибнут никогда

шмель1

Когда нашего премьера попросили назвать важнейшие реформы, которые воплотило в жизнь его Правительство истинных камикадзе, он не без гордости назвал систему прозрачных электронных тендеров. Общественные активисты и политики в социальных сетях и на телешоу наперебой рекламируют новую тендерную систему торгов. Благодаря им собираются сберечь для бюджета сумасшедшие деньги (называют и 50 и 250 млрд. грн) и на корню пресечь воровство. Хочется воскликнуть: Аллилуя!

Да, и что именно называть «воровством», ибо как сообщил в частной беседе руководитель одного предприятия, существует, как и ранее, контроль на ключевых, системных, значимых, цитата «братских закупках». Но разве это воровство? Это сродни “кнопкодавству” ради благой цели.

Но давайте поговорим, сколько помимо воровства просто РАЗБАЗАРИВАЮТ! Может ли система, предложенная правительством, справиться с этим? Прежде, чем будет объявлен тендер на освоение куска бюджетных денег, – кто принимает решение, а чем вообще занимается данное ведомство и надо ли вообще покупать?

Далее, куда пойдут спасенные от воровства на тендере деньги? Они останутся в распоряжении тех же руководителей, которым не дали их «освоить». Что полезного они с этими деньгами сделают? Далее, если руководители все-таки грамотные и ответственные, то сможет ли электронная система лучше них определить, что и почем покупать с целью наибольшей выгоды для граждан этой страны?

Копнем глубже!

Все расходы бюджета в 2014 г. составили 523 млрд. грн. На материалы, медикаменты, продукты питания, услуги (кроме коммунальных), – то есть собственно «тендерная часть» приходится 1/9. Всего то!

На что же идут остальные 8/9? Основная статья – это зарплата, в размере 162 млрд. грн. Как они используются? Почему-то, кого не вспомнишь из бюджетников – чиновника или милиционера, судью или прокурора, учителя или врача – к каждому масса претензий. Но мы при этом исправно платим 16 млрд.грн коммунальных расходов за содержание, ремонт, отопление зданий, где они сидят, 1,5 млрд. грн на их командировки и прочее. Не логично ли начать реформу с наибольших затрат? Необходимо сначала определить, надо ли им платить эту зарплату из бюджета? А также освещать, отапливать и посылать в командировки? И изменив систему, мы можем прийти к тому, что половина закупаемых на тендерах товаров и услуг отпадет сама собой. Или все-таки, дряхлеющей системе нужна эта армия бюрократов разного калибра, как подпорки?

шмели

Может быть, надо искать не там, где светло, а там, где потерял?

Но ведь общественники обычно называют гораздо большие суммы, проходящие через ‪‎тендеры‬‬‬. Зам.министра экономики и общественник Максим Нефедов называет 250 млрд.грн госзакупок, из которых 130 млрд. грн обязательно должны проходить через тендеры. Тут кроме государственного и местных бюджетов учитываются еще закупки госпредприятий. Причем, не только за бюджетные, но и за собственные средства. Утверждается, что 10% этой суммы прямо разворовывались, а еще 10% неэффективно использовались. Допустим. Это тоже большие деньги! Разве плохо, чтобы они оставались в государственном бюджете или на госпредприятии? Хорошо, конечно. Только вряд ли они там останутся.‬

Итак, представим в общем-то рядовой случай. У нас есть государственный чиновник или менеджер предприятия, который, закупая товары или услуги, заботится не об интересах службы, а о собственном обогащении. Или проявляет халатность, позволяя завышать цены, ухудшать качество и т.д. Приходят общественники со стороны и заставляют этого чиновника или менеджера закупать на тендере дешевый и качественный товар. Вы уверены, что сэкономленные деньги останутся у государства? Что не найдется других способов присвоить или разбазарить сэкономленные средства? Если руководитель коррупционер или разгильдяй, а кто-то надеется со стороны проконтролировать каждый его расход? Не смешите!

В нормальных системах управления делают по-другому. Каждое ведомство или предприятие имеет ясные цели, задачи, контролируемые общественностью показатели работы. Соответственно им производиться тендер и проверка результатов. Из года в год, по одинаковым, прозрачным условиям. Там есть рейтинги как коллективный опыт специалистов. От бюджетных предприятий обычно требуют покупать товары и услуги только у лидеров рейтинга. У нас такого рейтинга нет, а опыт специалистов в условия тендера не запишешь – обиженные в суд подадут. В общем, замкнутый круг.

Не может электронная система лучше специалиста знать, у кого покупать товар. Специалист знает, что представлено на рынке, какая продукция его удовлетворяет, какая нет. Вы не доверяете специалисту? Все просто. Увольте и замените на другого. Но пока он работает, господа, общественники, бессмысленно контролировать каждый его шаг формальными процедурами. Честному специалисту это не дает работать, а жулику вовсе не помеха.

Есть опыт, когда участники сговариваются, определяют победителя, цену, «откат» другим участникам. Чтобы этого не допустить, надо засекретить участников и их предложения до самого окончания конкурса. Но это противоречит требованию прозрачности. Суровая реальность состоит в том, что подход к тендерам все такой же творческий, как и ранее – иногда условия тендера пишутся самими участниками, ибо чиновник ленив и некомпетентен. Интересно, да? И еще вопрос, – неужели глава тендерного комитета не может повлиять на рядовых участников? Участники наших тендеров утверждают, что вполне! Система влияния ничуть не изменилась за последний год, – она проста, формальна и вполне соответствует общему сопротивлению бюрократической системы. Необходимо, как и ранее, собрать миллион сертификатов, справок, аттестатов, расшифровок, гарантий, – в общем, «не свой» этот заслон может не пробить и попросту не будет участвовать. «Сито» в виде рядовых членов ТК пропустит «честно и прозрачно» только мелкую рыбешку, не претендующую на более, чем, например, 5 миллионов грн. Именно этих чиновников будут ловить за руку общественники и публично пороть в Фейсбуке. Мухи гибнут в правовой паутине, шмели – никогда.

А честный специалист вынужден рассматривать предложения, формально подпадающие под условия, но, как ему известно, абсолютно не годные. Времени на конкурс уходит немало, нужные товары и услуги не закупаются, проигравшие через суды останавливают исполнение и так далее.

С воровством бороться, конечно, надо. Но главный источник воровства – отсутствие СМЫСЛА в выполняемой работе. Разбухший аппарат, выполняющий огромное количество бесполезных функций. Огромные госмонополии, сосредоточившие у себя множество разных видов деятельности и работающие на себя и контролирующих их политиков.

Просто внедрить электронную систему торгов образованным общественникам легче и понятней, чем преобразовать огромный и‪ ‎неэффективный госаппарат‬‬‬ в маленький с четкими задачами и критериями. К тому же, кто их пустит в святая святых? Да они же развалят всю систему….‬

Сомневались и размышляли Владимир Рапопорт, Наталия Слюсарь,‪
Либеральная Инициатива‬‬‬‬

Comments are closed